Fabula discussion

This topic is about
What Is to Be Done?
Николай Чернышевский
>
Обсуждение романа "Что делать?"
date
newest »



А чем именно роман не понравился? Как и на сколько сильно школьные взгляды поменялись на это произведение? В чем именно заключается актуальность романа?
Про себя могу сказать, что в школе я, и одной трети не прочитав, отбросила эту книгу и не вспоминала о ней до недавнего времени. Во второй раз мне захотелось прочитать "Что делать?" не предвзято, с позиции наивных и доброжелательных социалистов.
Произведение показалось мне прогрессивным в том отношении, что Вера Павловна, как женщина 19 века, смогла спокойно разлюбить мужа и выйти замуж во второй раз без скандалов, которые мы видим в "Анне Карениной". Вообще тема эмансипации женщины была наиболее интересной для меня. Но в целом произведение чересчур утопично. Так, например в книге «Дела давно минувших дней» мы находим следующее:
"Е. Водовозова рассказывает, что описание устройства швейной мастерской в романе Чернышевского молодые энтузиасты воспринимали как практическое руководство к действию. Так, в Петербурге и в Москве демократическая молодежь организовала несколько мастерских-коммун по образцу, данному в романе. В Петербурге на Знаменской улице писатель В. Слепцов устроил общежитие для молодежи, где он вел работу просветительского характера и собирался постепенно ввести производственный труд, превратив общежитие, таким образом, в фаланстер, описанный Фурье.
Живая практика реальной жизни существенно расходилась и с утопическими моделями мастерских-коммун Чернышевского. Мастерские довольно быстро распадались, так как энтузиазм и одушевление благородными идеями не могли заменить практических знаний по организации производства... одна из мастерских закрылась, когда в нее в качестве швей привели проституток, выкупленных из публичного дома (в романе Чернышевского Кирсанов приводит в мастерскую Веры Павловны проститутку Крюкову, которая под руководством прекрасного человека в конце концов исправляется). Но, в отличие от своего литературного прототипа, реальные проститутки работали лениво и недобросовестно, вели себя нагло и бесстыдно, оскорбляли заказчиц и очень быстро загубили мастерскую".
Про себя могу сказать, что в школе я, и одной трети не прочитав, отбросила эту книгу и не вспоминала о ней до недавнего времени. Во второй раз мне захотелось прочитать "Что делать?" не предвзято, с позиции наивных и доброжелательных социалистов.
Произведение показалось мне прогрессивным в том отношении, что Вера Павловна, как женщина 19 века, смогла спокойно разлюбить мужа и выйти замуж во второй раз без скандалов, которые мы видим в "Анне Карениной". Вообще тема эмансипации женщины была наиболее интересной для меня. Но в целом произведение чересчур утопично. Так, например в книге «Дела давно минувших дней» мы находим следующее:
"Е. Водовозова рассказывает, что описание устройства швейной мастерской в романе Чернышевского молодые энтузиасты воспринимали как практическое руководство к действию. Так, в Петербурге и в Москве демократическая молодежь организовала несколько мастерских-коммун по образцу, данному в романе. В Петербурге на Знаменской улице писатель В. Слепцов устроил общежитие для молодежи, где он вел работу просветительского характера и собирался постепенно ввести производственный труд, превратив общежитие, таким образом, в фаланстер, описанный Фурье.
Живая практика реальной жизни существенно расходилась и с утопическими моделями мастерских-коммун Чернышевского. Мастерские довольно быстро распадались, так как энтузиазм и одушевление благородными идеями не могли заменить практических знаний по организации производства... одна из мастерских закрылась, когда в нее в качестве швей привели проституток, выкупленных из публичного дома (в романе Чернышевского Кирсанов приводит в мастерскую Веры Павловны проститутку Крюкову, которая под руководством прекрасного человека в конце концов исправляется). Но, в отличие от своего литературного прототипа, реальные проститутки работали лениво и недобросовестно, вели себя нагло и бесстыдно, оскорбляли заказчиц и очень быстро загубили мастерскую".


Да, мне политический подтекст так же не понравился. Во-первых, политические взгляды Чернышевского мне чужды. Во-вторых, на мой взгляд 'скрытое' сообщение оказалось не таким уж скрытым, а скорее очевидным. Вместе с тем, Чернышевский обращается к читателю свысока, с позиции превосходства, намекая на то что 'скрытое' послание по зубам только интеллектуально одаренным.
что же касается отношений между главными героями, то я увидела лишь глубочайшее уважение друг к другу, что на мой взгляд являетя залогом здоровой семьи. В любом случае, описанные отношения не показались мне 'пугающими', 'ненормальными' или заслуживающими осуждения.

В школьной программе роман Чернышевского отсутствовал, хотя к его литературной критике по другим произведениям прибегали часто.
Вопрошает автор, как мне кажется, о необходимости революции и об осуществлении таковой прогрессивной частью общества. Но его идеи о будущем строе сначала слегка, потом чересчур утопичны. Вера Павловна рассматривается как образ новой женщины, которая старается бороться за свободу личности и независимость, которые она достигает. Но в произведении переплетено столько идей и взглядов на строение общества, что идеальный строй (каким его видит автор) близок к утопичному социализму, и его призыв к поиску пути некоторого освобождения угнетенных слоев(и прослеживающаяся надежда и предчувствие революции).
Да, я тоже довольно медленно читала это произведение, наверное больше месяца. Отдельные главы в особенности заунывны.
1. Конечно, начиная обсуждение любой книги, хочется обсудить название. Насколько оно удачно? О чем собственно вопрошает автор, и удалось ли вам найти ответ на главный вопрос "что делать?"
2. Согласны ли вы с позицией автора, что искусство должно быть "учебником жизни"? Можно ли считать это произведение хорошим "учебником"?
3. Как известно, Чернышевский был любимым автором В. И. Ленина. Ленини пишет о Чернышевском: "Он умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя - через препоны и рогатки цензуры - идеи крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей". Прониклись ли вы социалистическими идеями романа? Вдохновил ли он вас? если да, то чем именно?
4. Это произведение предлагает большое количество тем для размышления: взаимоотношения мужчин и женщин, эмансипация женщины, важность образования и самообразования и др. Какая из тем близка именно вам?
5. Вскоре после выхода роман оказался под запретом. Впрочем, это не помешало ему приобрести широкую популярность, особенно в кругах молодежи. Текст романа раходился в рукописных копиях по всей стране. Считаете ли вы, что роман продолжает сохранять свою актуальность и по сей день?